Уже на протяжении многих лет поисковые системы Google и Яндекс используют персонализированный поиск. Он выдает запросы с учетом геоположения (местонахождения) пользователя, предыдущих запросов и иных факторов. Как итог, сервисы для проверки позиций выдают один результат, а выдача поисковиков – другой. Разберемся, как получить «чистые» данные.
Для начала нужно понять, что такое персонализированный поиск. Персонализированный поиск — это прямое свидетельство того, что выдача зависит не только от объективных, но и от традиционных факторов ранжирования, а также от местонахождения пользователя, демографии, интересов и поисковой истории.
Задача персонализации – «выделить» ресурс не только по запросу, но и по «вкусу» пользователя. Еще в 2011 году поиск в Google был персонализировал на 50 %, а 2019 цифра возросла уже до 100 %
Перечислим лишь ключевые факторы, так как охватить их все в одной статье невозможно.
Местоположение пользователя имеет огромное значение, так как для разных городов и стран предоставляется разная выдача. Кроме того, формулировка запроса также влияет на геочувствительность выдачи. К примеру, поиск услуг «стрижка в моем районе» имеет существенное различие для разной части города. Для получения точного результата о позициях сайта потребуется руководствоваться не выдачей, а оценкой позиций специальными «инструментами». Безусловно, они могут отличаться от ручной проверки и причин тому несколько:
➤ История посещения сайтов, языковые предпочтения. Иногда пользователь задает проверку ресурса в регионе, где не проживает, а вручную можно задать любую страну и область.
➤ Базой для персонализации является поведение пользователя, а история поиска, запросов — важная его составляющая.
➤ Результаты выдачи зависят от предыдущих запросов, а подсказки при вводе ключа демонстрируют следы персонификации.
Что касается Яндекс, то изначально считали его персонализацию поиска выдумкой, так как требовалось учитывать множество критериев:
➤ Пользователь мог выйти из аккаунта.
➤ Пользоваться ПК могли несколько человек.
➤ ОС часто переустанавливают.
➤ Интересы у пользователей быстро меняются.
Но Яндекс не стоял на месте и выпустил ряд алгоритмов, которые используются для углубления персонализации. Например, «Дублин», особенность его в том, что он подстраивается под выдачу непосредственно во время поиска. Сама же история запросов уникальна для каждого пользователя.
Этот фактор является не менее весомым для поиска, так как у каждого пользователя существует своя «подборка» часто посещаемых и популярных ресурсов. Поисковые системы их фиксируют и принимают во внимание при выдаче поиска по конкретному запросу.
При наличии аккаунта в Яндекс. Почта или Gmail данные гораздо точнее, ведь учитывается переход на сайт, переходы по страницам, история взаимодействия, частота сеансов, время и т.п.
Пару лет назад Яндекс анонсировал алгоритм Рейкьявик, который определяет язык наиболее часто посещаемых ресурсов и запросов. К примеру, родной язык русский, но зачастую вы ищите информацию на польском, английском. ПС «запоминает» это и будет выдавать польские, английские сайты чаще. Для Google же важен язык, выбранный в настройках аккаунта.
К примеру, если вы часто используете Facebook, то информация о демографических данных, профессии, географии не секрет для системы.
Можно однозначно утверждать, что поисковые гиганты уже давно перешли границу поисковиков и превратились в онлайн – среду со своими соцсервисами, браузерами, агрегаторами и т.п. В связи с этим стоит принимать во внимание, что при ручной проверке расклад позиций может значительно отличаться от автоматической.
И еще несколько важных факторов:
➥ Поведенческий показатель ресурса. Яндекс создал «многорукого бандита», чтобы продвижение молодого сайта было проще. Благодаря ему в топ забрасываются рандомные сайты, а топовые спускаются на время на позиции ниже. Это вовсе не повод расстраиваться. Такая мера временная и обратимая.
➥ Настройка фильтра. Установленные фильтры имеют непосредственное значение на поисковую выдачу, поэтому следует отключать кастомный поиск.
➥ Опаздывающая синхронизация. Использование Google серверов, расположенных в разных частях мира, не всегда позволяет синхронизировать данные в нужный момент. Иногда требуется немного времени, чтобы это произошло.
➥ Ошибки, неточности. Опечатки в запросе имеют непосредственное влияние на результат выдачи, поэтому при загрузке ключевых слов обязательно стоит проверять грамотность и точность формулировки.
➥ Поиск с разных устройств. На разных устройствах (ПК, телефон и т.п.) результаты поиска отличны, поэтому при мониторинге проверять нужно позиции для мобайла и декстопа отдельно.
➥ Апдейты. Для получения результатов после текстового апдейта Яндекса стоит дождаться нормализации выдачи, так как данные предоставляются по API и могут значительно опережать пользовательскую выдачу.
Возможно, но для этого потребуется провести ряд мероприятий. Сделать это способен только квалифицированный специалист, который примет во внимание все вышеперечисленные факторы и многие другие критерии, позволяющие сделать сайт популярным и доступным для своей аудитории.